Телрос
Группа компаний Телрос - Инновационные технологии безопасности

Отраслевые новости



Интернет вещей — очередное надувательство или новые возможности?

«Интернет вещей», эпоху которого нам обещают открыть в ближайшем будущем, будет вездесущим и всеобъемлющим. И кто-то на этом заработает триллионы долларов. Интересно, окажутся ли в числе этих счастливчиков наши с вами коллеги-безопасники?

Похоже, что Интернет-подключение можно предусмотреть в любых типах устройств, включая ещё невиданные. Почему бы не сделать интеллектуальную крышку для стеклянных банок с зелёным горошком и «умные штаны» для велосипедистов? Первая сможет отправить по электронной почте извещение о близком окончании срока годности, вторые — автоматически рапортовать в Facebook-аккаунт владельца о количестве километров за рулём. В принципе, эти на первый взгляд нелепые игрушки знаменуют собой настоящую промышленную революцию. По прогнозам исследовательской компании IDC, общемировая база подключенных к сети Интернет устройств к концу 2020 года достигнет 212 миллиардов единиц. И затраты на приобретение всего этого великолепия к этому же сроку приблизятся к 9 триллионам долларов.

В исследовании «Состояние рынка Интернет-вещей на 2014 год» консалтинговая компания Accenture Interactive выявила, что примерно 69 процентов потребителей планируют приобрести как минимум одно домашнее Интернет-устройство в течение ближайших пяти лет. К концу 2015 года пользователи Интернет-вещей составят примерно 13 процентов от общей массы потребителей, а сейчас, в начале года, их доля оценивается примерно в 4—5%. Опросив ряд пользователей Интернет-вещей, исследователи выделили категории «подключенных» предметов, которые имеют шансы приобрести устойчивую популярность:

  • Системы безопасности с Интернет-коммуникацией (11% планируют приобрести в течение года, 35% — пяти лет).
  • Интеллектуальные термостаты (13% в течение года, 43% — пяти).
  • Нательные устройства, поддерживающие здоровый образ жизни (22% и 43% в течение года и пяти лет).

Заманчивые перспективы поживиться на волне потребительского интереса привлекают массу компаний — от «китов» до мелочи. Однако, как обычно, на всякое «хочется» есть и свои «колется». Прежде всего опасения связывают с недостаточным охватом пользовательских жилищ Интернет-инфраструктурой, проблемы самой этой инфраструктуры (в частности, замедленное продвижение системы адресации IPv6), отсутствие единых стандартов, приемлемых во всех регионах мира, недостаточное количество квалифицированных инженеров-разработчиков и слабая пока ещё ёмкость электрических батарей, выливающаяся в относительно частое требование их замены либо подзарядки и потому ограничивающая перемещение мобильных устройств совместно с их пользователями. Собственно говоря, типичные мучения пользователя Интернет-вещей большинство из нас уже познало на собственных смартфонах с многоядерными процессорами: куча лишнего «гемора», связанного с их активным использованием, нередко заставляет с нежностью вспоминать о валяющейся где-то на антресолях Nokia 3310.

Какой Интернет, каких вещей?

Сегодня и в ближайшем будущем эра Интернета вещей не наступит; скорее, есть смысл говорить об эре «Интернета некоторых вещей» — умного телевизора, IP-камер видеонаблюдения, интеллектуального термостата и, возможно, платформы «умный дом» с управлением от смартфона. Только это будет «умный в некотором смысле» дом, где какие-то предметы будут подключены к сети Интернет, а какие-то — попросту друг к другу, как в старые доинтернетовские времена. И ни о каком серьёзном взаимодействии вещей между собой пока речи идти не будет.

Компании, несколько истерически продвигающие идею IoT, точно таким же образом не выказывают способности продуктивно общаться между собой — к примеру, до сих пор ещё не удалось договориться о том, как должно называться всё великолепие новых штучек. К примеру, Microsoft использует выражение «Internet of Your Things» — «Интернет ваших вещей». Однако в деловой коммуникации это окрестили М2М — «machine-to-machine» (связь между машинами). Компаниям Cisco и Qualcomm больше по душе «Internet of Everything» — «Интернет всего подряд». Другие пользуются такими конструкциями, как «Internet of Objects» — «Интернет объектов» либо «Internet of Smart Objects» — «Интернет умных объектов». Кстати, наиболее общепринятое словосочетание, характеризующее новую область бизнеса — «Internet of Things» придумал вовсе не айтишник: сетевые источники приписывают его генеральному директору корпорации Procter & Gamble, который при помощи острого словца попытался встряхнуть унылую массу менеджеров среднего звена на бизнес-встрече в Цинцинатти в 99-м году прошлого века.

Домашние системы безопасности и автоматики, развлекательные центры, быточая техника и пользовательские медицинские приборы, как и вся идея «умного дома», имеют некоторые шансы превратиться в то, что нам обещают под видом IoT. И это вовсе не означает, что на этом тренде кому-то конкретному удастся обогатиться.

Некоторые утверждают, что эпоха IoT уже наступила, и их также можно понять. К примеру, существует альянс компаний-производителей под говорящим названием «IP for Smart Objects» — Альянс за продвижение интеллектуальных объектов на базе Интернет-протокола. Эта организация продвигает «подключенные» замки, осветительные приборы, домашние системы энергосбережения и другие подобные техсредства и решения. В принципе, подобные вещи и их комбинации предоставляют пользователям определённые (и весьма ценные) возможности. А компании, которые успешно продают такого рода решения, получают преимущество в конкурентной гонке.

IoT и автоматизация жилища

Компании, вовлечённые в рынок домашней автоматики, активно финансируют периодические исследования потребительской массы. По данным опроса, проведённого GfK Custom Research в интересах поставщика решений домашней автоматики средней и высшей ценовой категории Savant Systems, более половины американцев убеждены в том, что в течение десятилетия «умный дом» станет совершенно привычным атрибутом жизни. И почти четверть думает, что ситуация станет таковой уже в ближайшие пять лет. При этом наиболее ценными качествами приобретаемых пользователями решений пользователи считают простоту в управлении (69%) и удобство в эксплуатации (58%). А главными мотивирующими факторами к приобретению систем являются экономия затрат (41%) и обеспечение безопасности 35%).

Итак, домашняя автоматика и IoT — в каких отношениях находятся две эти области бизнеса, что их связывает и разделяет?

По сути, Интернет вещей является множеством подключенных к сети Интернет устройств, каждое из которых имеет уникальный IP-адрес. Предполагается, что объекты, приборы, системы и сервисы будут коммуницировать между собой по определённому набору протоколов, доменов и в рамках различных приложений. Соответственно, сами Интернет-объекты будут способны улавливать физические характеристики, оцифровывать и, возможно, анализировать их; кроме этого, приборы будут способны к общению между собой, а также к выполнению определённых физических действий. И этому будут способствовать встроенные средства машинного интеллекта, многоканальные интерфейсы (голосовой, визуальный, воспринимающий жесты и т.п.) и даже физические либо виртуальные идентичности, какими наделяли когда-то фантасты роботов-андроидов.

А дальше в общем-то начинается «тёмный лес». Попытки создать общеприемлемые стандарты даже в перспективе ажиотажного спроса на рынке остаются пока ещё лишь на бумаге. Сколько бы ни надрывался уже упоминавшийся альянс IPSO в попытках выработать единые подходы и правила, похоже, хаос в данной области с годами только лишь нарастает. Открытые стандарты взаимодействия Интернет-объектов — цель благородная, однако достичь её в ближайшем будущем проблематично. А в условиях начинающегося бума IoT инициатива может быть «затоптана». Тем не менее, альянс рассчитывает уже в ближайшем будущем выйти к отраслевой общественности с двумя документами. В одном из них будет описан простой набор интеллектуальных объектов, на базе которых будет строиться коммуникация между приборами, имеющими отношение к энергосбережению, автоматизации жилища и охранным системам. Второй документ будет содержать описание основы архитектурного построения приложений, основанных на межмашинной (М2М-) коммуникации и использовании Интернет-вещей. Такая структура позволит уйти от необходимости введения каких-то специальных протоколов для обеспечения общения устройств друг с другом — по меткому замечанию одного из функционеров альянса, «избежать очередного изобретения велосипеда».

Кто первый — четвёртый или шестой?

Однако на пути IoT-бума есть проблема и посерьёзнее, чем общие правила коммуникации устройств. Есть в Интернет-протоколе IPv4 один «врождённый дефект», проявившийся спустя сорок с лишним лет после его появления на свет. Теоретическое общее количество Интернет-адресов в данной системе не может превышать 4 294 967 296 — а этого заведомо недостаточно, чтобы справиться с появлением ожидаемого количества Интернет-предметов.


Источник: Security News
© 2009 ТЕЛРОС. Все права защищены.
+7 812 603 28 28 | www.telros.ru